В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи" с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2022 г., с 1 января 2022 г. руководители организаций, ИП и нотариусы получают сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС России. В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 30.12.202 № ВД-7-24-982@ "Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей" в УЦ ФНС России руководителю необходимо предоставить паспорт (оригинал), СНИЛС (оригинал), номер ИНН физического лица – будущего владельца сертификата.
В соответствии с ФЗ №474-ФЗ при численности сотрудников организации более десяти человек необходимо сдавать отчетность в электронной форме, что предполагает заверение документов электронной подписью (далее ЭП). В связи с требованиями упомянутого выше закона возникли проблемы со сдачей отчетности у посольств иностранных государств. Сотрудник посольства, имеющий полномочия подписывать документы для сдачи отчетности в контролирующие органы, не может получить ЭП, так как, в свою очередь, не может получить ИНН, потому что не имеет на территории РФ места жительства/пребывания (так как проживает на территории посольства), а также принадлежащего ему недвижимого имущества.
Аналитическим центром Ассоциации "РОСЭУ" было направлено письмо в адрес ФНС России со следующими предложениями:
- внести в перечень документов, удостоверяющих личность, дипломатический паспорт иностранного гражданина;
- для постановки на учет в налоговом органе исключить из перечня обязательных для предоставления в налоговый орган документов документ о временной регистрации или временном проживании на территории РФ для граждан других государств, имеющих дипломатический паспорт.
Согласно ответу ФНС России, в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ по месту жительства, по месту принадлежащего им имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом с присвоением единого на всей территории страны по всем видам налогов и сборов ИНН.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
С учетом положений международных нормативных правовых актов, освобождающих дипломатических агентов, консулов, членов их семей, а также работников дипломатических представительств и консульских учреждений от обязанностей, предусмотренных законодательством государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, от получения разрешения на жительство или разрешения на работу, установленных законодательством государства пребывания о найме на работу иностранцев, указанные лица могут быть поставлены на учет по месту пребывания в налоговом органе по месту нахождения дипломатического представительства (консульского учреждения) на основании заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе.
Заполнение Заявления осуществляется в соответствии с порядком заполнения Заявления, приведенным в приложении № 2 к приказу ФНС России от 08.05.2020 № ЕД-7-14/323@, с учетом следующих особенностей:
- в поле «Адрес в Российской Федерации», состоящем из одного знакоместа, проставляется цифра «2» - место пребывания (при отсутствии места жительства), и указывается адрес посольства.
Вместе с заявлением представляется документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, с отметкой МИД России о принятии на учет и указанием срока этого учета.
Постановка на учет физического лица с присвоением ИНН и выдача соответствующего свидетельства осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня получения заявления.