РОСЭУ
Экономические преимущества трансграничного признания электронной подписи в интересах безбумажной торговли

Компании «КОРУС Консалтинг СНГ» и «Газинформсервис» уже более 5 лет совместно с рядом партнеров и при активной поддержке ФНС России развивают пилотные проекты трансграничного электронного документооборота (ЭДО). В настоящее время в активной фазе находятся сразу три проекта: два проекта по товаросопроводительным документам с Белоруссией и Арменией, а также проект по e-CMR (electronic-Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route) с Республикой Беларусь.

Накопленный опыт в области трансграничного ЭДО сформировал у нас обоснованное понимание преимуществ от развития данного направления, которым и посвящена статья. Авторами статьи в журнале «Налоговая политика и практика» №10 (250) октябрь 2023 выступили А.А. Рыбалко -  руководитель проектов Департамента ЭДО ООО «КОРУС, Консалтинг СНГ», к. э. н., С.А. Кирюшкин - эксперт Ассоциации «РОСЭУ», советник генерального директора — начальник удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис», к. т. н. 

Определение и принципы безбумажной торговли

Согласно Белой книге безбумажной торговли СЕФАКТ ООН1 под безбумажной торговлей понимается перевод информации о международной трансграничной торговле в цифровой формат, включая представление торговых данных и документов и создание условий для обмена ими в электронном виде. Перевод традиционно бумажного документооборота в электронный формат может ускорить торговые процедуры и снизить издержки ведения бизнеса, поэтому безбумажный документооборот — многообещающий инструмент решения логистических задач в безбумажной торговле. В целом безбумажная торговля быстро становится важным направлением усилий правительств разных стран на повышение эффективности таможенного контроля и административных процедур в торговле, а также на обеспечение конкурентоспособности торговли, стремительно переходящей на цифровые технологии. 

Для того чтобы стороны могли обмениваться полностью электронными сообщениями и повторно использовать их, необходимо четко и недвусмысленно сформулировать требования, предъявляемые к их содержанию с точки зрения семантики и синтаксиса. В связи с этим появляется необходимость признания электронной подписи иностранного государства. Торговые партнеры, желающие обмениваться данными, должны договориться о значении каждого отдельного элемента данных. Это в равной степени относится к государственным органам и всем другим субъектам, использующим или передающим такие данные. 

Под информационной системой безбумажной торговли понимается система, способная работать с электронными документами обработки заказа, например товарными накладными, счетами-фактурами, таможенными декларациями. Потенциально система также может направлять заказы для пополнения товарных запасов и иметь выход на другие подразделения для аренды транспорта, запроса сертификатов и получения иных услуг. Чем больше торговых и международных бизнес-процессов переходит в онлайн, обеспечивая интероперабельность, тем очевиднее проявляются преимущества цифровой экономики. Это стратегический выбор как для власти, так и для бизнеса.

Экономические преимущества для участников торговли

Успех партнерств в сегменте В2В зависит от того, насколько они компетентны и насколько эффективно используют свои сетевые возможности, включая способность обрабатывать информацию, одновременно получая обновленные данные и тем самым синхронизируя работу всей сети. Системы безбумажной торговли оптимизируют поток информации в глобальных цепочках поставок, упрощая обмен необходимыми документами или контрактными элементами как между коммерческими структурами, так и между ними и государственными органами. 

Системы безбумажной торговли позволяют экономить средства за счет ускорения движения грузов и повышения эффективности их обработки соответствующими органами при пересечении границ, когда это связано с обменом административными торговыми документами. Безбумажная торговля также помогает более эффективно и при меньших затратах выполнять нормативные требования международной и национальной торговли. 

Дематериализация административных процедур в области торговли может способствовать созданию системы, вносить в которую неофициальные изменения будет сложнее. 

Снижение торговых издержек и повышение эффективности благодаря переходу на безбумажную торговлю могут оказаться особенно полезными для малых и средних предприятий, использующих платформы безбумажной торговли для получения доступа к международным рынкам. Компаниям, осуществляющим операции в электронной форме, требуется меньше ресурсов для обработки дополнительной торговой документации. Несвоевременная доставка, вызванная задержками на границе, может наносить ущерб участникам безбумажной торговли, доверие к которым зависит от хороших отзывов клиентов. 

Создание систем безбумажной торговли также способствовало появлению важных новшеств в международных цепочках поставок: например, поставка точно к установленному сроку. Благодаря этому компании могут работать, имея минимальный уровень товарных запасов и заказывая новые партии по мере распродажи или использования запасов.

Отдельные коммерческие решения могут существенно облегчить таможенную очистку в первую очередь для участников безбумажной торговли, помогая им интегрировать в свои информационные системы процедуры, связанные с поставкой и выполнением требований таможенных органов. 

В некоторых сервисах для компаний, использующих системы безбумажной торговли, имеется функция калькуляции полной стоимости поставляемой продукции, включая таможенные пошлины и расходы, связанные с отгрузкой и транспортировкой, которой могут воспользоваться потенциальные покупатели, что снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций. 

Также следует отметить отсутствие необходимости печати документов на бумаге. Переход на доставку счетов, выписок и бизнес-сообщений в электронном виде и уменьшение объемов печати дают целый ряд преимуществ, а именно:

1) сокращение затрат на печать и почтовых расходов. 2) сокращение капитальных затрат на оборудование, программное обеспечение и создание рабочего пространства, а также расходов на трудовые ресурсы. 3) сокращение затрат на хранение бумажного архива. 4) ускорение обработки информации за счет исключения лишних операций, поскольку информация, содержащаяся в электронных счетах-фактурах, вводится непосредственно в платежные и бухгалтерские системы. 5) положительное влияние на окружающую среду.  6) ускорение оплаты. 7) улучшение условий труда.

Преимущества для органов власти 

Безбумажная торговля способствует повышению прозрачности поставок и облегчает их отслеживание, так как информацию о том, как продвигается поставка и где находится поставляемый товар, можно получить в режиме реального времени. И в этом отношении безбумажная торговля может способствовать борьбе с нелегальной торговлей и поставками контрафактной продукции или с отмыванием средств под видом торговли, равно как и решению задач в области безопасности (выявление в поставляемых коммерческих партиях каких-либо скрытых угроз), а также более эффективному контролю декларируемой стоимости товаров. Современные технологии, такие как электронная подпись и блокчейн, способны гарантировать аутентичность, целостность и юридическую значимость торговых документов и данных.

Безбумажной торговле принадлежит важнейшая роль в сфере регулирования трансграничного сотрудничества. Например, система стандартов, разработанных под эгидой ООН, предназначенная для технической реализации процедур электронного обмена данными, используется странами для обмена электронными санитарными и фитосанитарными сертификатами на сельскохозяйственную продукцию, информирования о результатах лабораторных исследований в агропродовольственной сфере и т. д. В качестве примера также можно привести развиваемый нашими компаниями в рамках проекта по e-CMR формат, который планируется согласовать со структурами ООН, чтобы соответствовать требованиям СЕФАКТ ООН. 

Во многих странах используется механизм единого окна как простой универсальный канал для подачи всех документов по действующим нормативным требованиям импорта (экспорта). В документах ООН единое окно определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. 

Переход на безбумажную торговлю и создание электронных систем единого окна способствуют улучшению условий осуществления международных коммерческих операций, стимулируя предпринимательскую активность. Так, по оценкам Межамериканского банка развития, результатом внедрения электронной системы единого окна в Коста-Рике стало увеличение объема экспорта в период с 2007 по 2013 год на 2 % ежегодно. Инвестиции в размере примерно 1,7 млн долл. США позволили в 20 раз повысить объем экспорта и сократить государственные административные расходы. Иными словами, отдача от каждого вложенного в систему единого окна доллара составила 16 долл.

Сервис расчета эффективности внедрения ЭДО для компании

Заинтересованность государственных структур в переходе на юридически значимый ЭДО демонстрирует сервис на сайте ФНС России — калькулятор для расчета эффективности внедрения ЭДО для различных компаний. Кроме того, в помощь компаниям ФНС России предлагает руководствоваться одним из типовых сценариев. После введения необходимых данных пользователь может получить графики экономии на бумажных документах и экономии на трудозатратах, а также таблицу с расчетом эффективности проекта по переходу на юридически значимый ЭДО.

Оценка преимуществ трансграничной безбумажной торговли

Развитие трансграничной безбумажной торговли создает много эффектов для смежных отраслей, потребителей и государства. Смежные отрасли получают дополнительное увеличение спроса на производимые ими товары и услуги, потребители — доступ к большему ассортименту товаров и экономию от снижения цен на рынке из-за высокой конкуренции между различными поставщиками, государство — рост налоговых поступлений. По мере развития крупные международные игроки переходят к локализации закупок, допуская на свои площадки товары отечественных производителей, создавая альянсы с местными игроками, инвестируя в складскую и коммерческую инфраструктуру, что также благоприятно сказывается на росте ВВП и занятости. При переходе сектора к зрелой фазе роста трансграничная онлайн-торговля начинает играть роль акселератора розничного экспорта.

Например, ГП «Центр Систем Идентификации» (Республика Беларусь) оценивает экономический и логистический эффект от внедрения электронных товаросопроводительных документов в размере от 5 до 10 евро на каждый документ (операцию), а в целом по циклу заказ — доставка — оплата — до 50 евро (табл. 1). Теперь что касается оценки эффекта от перехода на электронную транспортную накладную (e-CMR) для перевозчиков. По оценке Евразийского банка развития, если при использовании бумажного документооборота стоимость процедур составляет 6,23 евро, то при переходе на e-CMR она может уменьшиться в 3,5 раза — до 1,69 евро (табл. 2).




В исследовании Estimating the Benefits of Cross-Border Paperless Trade доказано, что трансграничная безбумажная торговля обладает значительным потенциалом для снижения торговых издержек и стимулирования торговли в АзиатскоТихоокеанском регионе. Например, в зависимости от сценария реформы (частичное или полное внедрение трансграничной безбумажной торговли в масштабах всего региона) прирост экспорта может составить порядка 36 млрд или 257 млрд долл. США в год соответственно; время, необходимое для экспорта, сократится на 24—44 %, а прямые затраты уменьшатся на 17—31 %. При этом общая экономия прямых затрат оценивается в размере приблизительно 1 млрд или 7 млрд долл. США ежегодно (соответственно в случае частичного или полного внедрения трансграничной безбумажной торговли). По данным ЭСКАТО ООН, внедрение трансграничной безбумажной торговли позволяет сократить время экспортных процедур до 44 %, а финансовые издержки на экспорт — до 31 %. При этом, согласно отчету ФТС России, время на таможенное оформление при импорте сокращается с 5 ч. 2 мин. до 1 ч. 44 мин., если товары не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки. По оценкам Евразийского банка развития, прирост ВВП ЕАЭС только за счет цифровизации к 2025 году может составить около 10 %, стоимость перевозок снизиться на 30 %, а пропускная способность железных дорог увеличиться на 40 %.

Выводы

Иностранные, международные и национальные исследования позволяют констатировать наличие значительных экономических преимуществ, получаемых государством и бизнесом при переходе на трансграничную безбумажную торговлю. В Российской Федерации такой переход пока не произошел. 

Среди преимуществ такого перехода — увеличение прозрачности внешнеэкономических операций, снижение объемов нелегальной торговли, угроз безопасности и контрольно-надзорной нагрузки на бизнес, сокращение как самих административных процедур (например, таможенных), так и времени на их прохождение. 

В этом заинтересованы и государство, и бизнес. Значительный опыт и научно-технический потенциал в области создания, внедрения и эксплуатации систем ЭДО в России вселяют уверенность в том, что переход на безбумажный документооборот в трансграничной торговле может быть реализован в нашей стране в обозримые сроки. Наибольшие затруднения представляют нормативное обеспечение и ратификация соответствующих международных договоров, но все они могут быть преодолены при наличии на это политической воли. 

С оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке

tg fon site.png