Сентябрь 2026 года станет точкой невозврата для российской транспортной логистики. Согласно федеральному закону № 140-ФЗ, с 1 сентября использование электронных транспортных накладных (ЭТрН) станет обязательным для подавляющего большинства участников грузоперевозок. Это не просто изменение формата, а полноценная цифровая революция, которая уже набирает обороты и кардинально изменит отрасль в ближайший год.
По прогнозам, доля электронного документооборота в транспорте России к концу 2025 года может составить 29% от общего объема. А после сентября 2026 года этот показатель должен стремительно приблизиться к 100%, охватив перевозчиков, экспедиторов, грузоотправителей и получателей по всей стране.
Почему бизнес медлит с переходом на ЭТрН
Своей точкой зрения на причины задержки делится Елена Ткаченко, руководитель «Экспертного совета «Электронные документы — эффективная экономика», лидер рабочей группы «Доверенности» при АНО «Цифровая Экономика»:
«После объявления срока обязательного перехода рынок активизировался, однако информированность бизнеса остается низкой, а готовность внедрять ЭТрН сдерживается рядом объективных факторов».По ее словам, внедрение ЭТрН наталкивается на структурные сложности: этот процесс намного сложнее обычного двустороннего обмена УПД.
«Здесь три участника, и инициатору сложнее договориться об ЭДО с двумя другими. При этом перевозчики — это в основном ИП, а грузополучатели часто не заинтересованы в подписании ТРН в принципе», — поясняет эксперт.
Другой серьезный барьер — затянувшееся ожидание изменений в законодательстве. Компании не хотят инвестировать во внедрение формата ЭТрН, который вскоре может измениться из-за поправок в «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом».
«В целом, в действующем законодательстве есть пробелы и противоречия, — заключает Ткаченко. — Участники отрасли трактуют нормативные акты по-разному, единой картины нет. Поэтому крайне необходимы методические рекомендации по оформлению различных схем перевозки».
Вызовы цифровой трансформации: почему внедрение ЭТрН оказалось сложнее прогнозов
Татьяна Базанкова, руководитель проектов Департамента логистики ПАО «МТС», уверена, что ЭТрН является самым сложным перевозочным документом, так как он требует оформления и проверки в режиме онлайн, то есть здесь и сейчас.«Если передача груза происходит в поле — например, нужно вывезти демонтированное оборудование с объекта связи, — работать в электронном формате приходится с мобильного телефона. <...> Все это усложняется тем, что в таком случае сотрудники отправителя, перевозчика и получателя — из разных компаний, работают в разных системах и у разных операторов ЭДО», — пояснила Базанкова.
По мнению Юлии Кондратьевой, эксперта Ассоциации «РОСЭУ», руководителя проектов направления «Транспорт» компании X5, основные барьеры носят не технический, а системный характер.
«Все ключевые сложности лежат не в технической, а в организационной плоскости. Мы столкнулись с отсутствием регламентов по целому ряду критически важных процессов», — поделилась Кондратьева.
К числу таких пробелов эксперт относит:
- Отсутствие четких правил для экспедирования;
- Сложности с подписанием Т2 и Т4 в нерабочее время;
- Непрописанные правила приемки груза с расхождениями;
- Отсутствие регламента выезда с территории при отсутствии QR-кода.
Экономика и выгоды: 170 млрд рублей оптимизации
Последствия этого перехода имеют не только технологические, но и выраженные экономические последствия. Ожидается, что бумажный документооборот в сфере транспорта сократится на 90–95%, что повлечет за собой:
- Сокращение ошибок при оформлении;
- Значительное ускорение обработки грузов;
- Повышение прозрачности всей логистической цепочки.
«Сегодня бизнес в целом позитивно воспринимает переход на электронные перевозочные документы, однако темпы внедрения во многом зависят от готовности самих участников рынка. Многим компаниям требуется время на настройку внутренних процессов, интеграцию учетных систем и обучение персонала. Регулятор и операторы ЭДО сегодня фокусируются на информировании участников рынка и практической помощи компаниям в переходе к новому формату», — резюмирует Ян Савельев, руководитель Аналитического центра Ассоциации «Разработчиков и Операторов Систем Электронных Услуг».
Вызовы и риски: почему малому бизнесу стоит готовиться уже сегодня
Однако у каждой революции есть своя цена. Основные риски связаны с неподготовленностью участников рынка, особенно малого и среднего бизнеса. Компании, которые отложат переход на ЭТрН на последний момент, могут столкнуться с:- Операционными задержками при оформлении перевозок;
- Административными штрафами за несоблюдение требований законодательства;
- Потерей конкурентоспособности на фоне более подготовленных игроков.
Грядущие изменения в нормативно-правовом поле и их практическое применение с 2026 года — это вопрос стратегического планирования для любой компании, связанной с грузоперевозками.
Где найти ответы на все вопросы?
В свете этих глобальных изменений Международный Форум ЭДО, который пройдет 11 ноября 2025 года в Москве, станет ключевой отраслевой площадкой для подготовки к новым реалиям.
В работе форума примут участие представители ключевых министерств и ведомств, а также эксперты ведущих компаний-операторов ЭДО, чтобы обсудить грядущие изменения, их последствия для бизнеса и подготовиться к обязательному переходу.