РОСЭУ
Минцифры России о переносе сроков использования МЧД
Ассоциацией «РОСЭУ» было направлено в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ Чернышенко Д.Н. письмо с копией Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Шадаеву М.И., где представлены обоснования необходимости переноса сроков перехода на обязательное использование МЧД.

Аналитический центр Ассоциации «РОСЭУ» изучил готовность к переходу на  применение машиночитаемых доверенностей, опросив компании из основных  секторов экономики. Согласно результатам анализа, 52,9% опрошенных организаций в настоящее время не готовы к применению машиночитаемых доверенностей.

На настоящий момент в российском информационном пространстве представлено порядка 500 информационных систем, работающих с квалифицированной электронной подписью.

1. Коммерческие веб-сервисы (ЭДО, отчетность), их количество – около 100 — готовность у вендоров сервисов высокая, но окончательно зависит от полноты и своевременности принятия НПА.

2. Электронные торговые площадки (около 100 в сумме): сюда относятся как информационные системы, обеспечивающие процедуры торгов госзаказа (федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ), так и проводящие коммерческие торговые процедуры, а также торги по банкротству и арестованному имуществу.
Кроме того, к этому сегменту относятся информационные системы, обеспечивающие связанные с торговыми процедурами процессы. В данном сегменте готовность к применению МЧД реализована только в ЕИС Госзакупки и только для пользователей-заказчиков.

3. Порталы, предоставляющие услуги электронного взаимодействия (около 300 в сумме):
— системы, фиксирующие отдельные факты деятельности хозяйствующих субъектов (Честный знак, ГИИС ДМДК, ЕФРСБ, ЕФРСФДЮЛ и др.);
— информационные ресурсы в сфере строительства, недвижимости и ЖКХ;
— информационные системы для взаимодействия участников финансового рынка;
— информационные системы, обеспечивающие работу с электронными медицинскими документами.

Согласно аналитическим данным, продолжительность переходного периода, обеспечивающая бизнесу комфортные условия перехода на новую схему применения квалифицированной электронной подписи, должна составлять не менее 1 года. С учетом этого срока был законодательно определен переходный период: в течение 2022 года планировалось осуществить переход, и этим обусловлено ограничение срока действия сертификатов, выданных удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию.

На текущий момент существуют значительные риски для бизнеса, связанные с наличием санкций: дефицит серверного и иного оборудования, проблемы с лицензиями на программное обеспечение, отток кадров IT специалистов, необходимость привлечения дополнительных средств для обеспечения информационной безопасности привели к тому, что осуществить запланированный переход на новую схему применения электронной подписи в запланированный срок для подавляющей части бизнеса не представляется возможным. В результате прогнозируются существенные проблемы в сфере электронного документооборота по окончанию переходного периода 1 января 2023 года.

Для предотвращения таких последствий можно предложить продление переходного периода на ноябрь 2023 года, либо продление действия квалифицированных сертификатов, выданных удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию, до истечения срока действия, указанного в таких сертификатах.

В ответе Минцифры России сообщается, что ведомством подготовлен проект Федерального закона о внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым действие «переходного периода», в рамках которого сохраняется возможность использования квалифицированных сертификатов представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без применения машиночитаемой доверенности продлевается до 31 августа 2023 года.

Отмечается, что план-график подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденный Правительством Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. № 8376п-П10, Минцифры России исполнен в полном объеме. Таким образом принятие дополнительных нормативных правовых актов не требуется.