10 июня 2022 года завершился II Всероссийский форум ЭДО’2022, организованный Ассоциацией "РОСЭУ" и Академией Информационных Систем. В нем приняли участие представители федеральных органов власти, операторов электронного документооборота и пользователи электронных услуг.
В 2023 году Форум ЭДО состоится:
6-9 июня в Подмосковье
31 октября в Москве
Пленарная дискуссия
Форум открылся пленарной дискуссией, в которой приняли участие руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров, а также президент Ассоциации “РОСЭУ", директор Академии Информационных Систем Юрий Малинин, заместитель председателя правления Газпромбанка Елена Борисенко, партнер, руководитель группы оказания услуг по совершенствованию налоговой функции компании Б1 (ex Ernst & Young) Иван Родионов и директор компании "1С" Борис Нуралиев.
Они обсудили реализацию практических задач перехода к безбумажному цифровому взаимодействию, изменения в законодательстве, тенденции, меры поддержки конечных пользователей при переходе на ЭДО, а также налоговые послабления.
Даниил Егоров открыл диалог, перечислив основные вопросы, стоящие сейчас перед электронным документооборотом в России. Он выделил такие темы, как необходимость "рождения форматов", повышение "дружелюбности" решений, электронной подписи и машиночитаемой доверенности (МЧД).
По его убеждению, наиболее эффективный механизм вовлечения предприятий и граждан в ЭДО — это вовсе не налоговые преференции или выплаты, а качественно реализованные технические решения, с которыми будет удобно работать.
"Самая сложная задача — чтобы электронный документооборот был как минимум не сложнее бумажного, а в идеале — дружелюбнее. Это главная мера поддержки", — отметил руководитель ФНС России.
Он объяснил участникам Форума, что компании должны переходить на цифру не из-за распоряжений ФНС или других органов власти, а в связи с комфортом и удобством системы. С такой постановкой вопроса соглашается и Елена Борисенко — по её мнению, принуждение отрежет путь к главной задаче ЭДО — перевести в электронную форму весь гражданский документооборот.
По словам Ивана Родионова, даже частичная цифровизация документооборота уже за 2-3 года позволяет крупным компаниям выйти на окупаемость и начать извлекать из этого прибыль, а вот для малого и среднего предпринимательства выгоды не столь однозначны. Их, по словам эксперта, надо стимулировать.
Говоря о формах такого стимулирования небольших предприятий, Борис Нуралиев призвал государство полностью компенсировать их затраты на внедрение ЭДО, либо прямо оплачивать этот процесс. Ассоциация “РОСЭУ" также обсуждает подобные предложения и может выйти с ними к правительству, подтвердил Юрий Малинин.
Завершением пленарной дискуссии стало подписание двустороннего соглашения о вступлении компании "Такском" в Ассоциацию “РОСЭУ".
Нормативное регулирование электронного документооборота
Участники круглого стола представили доклады на тему развития и нормативно-правового регулирования электронного документооборота.
Руководитель управления ЭДО Департамента облачных сервисов и управления данными Минцифры России Сергей Парфенов презентовал платформу ГосЭДО – совокупность решений, которые позволят обмениваться различными видами документов, включая документы для служебного пользования в госорганах, в которых не реализованы собственные системы электронного документооборота. Также сервис будет содержать новые форматы документов, на которые со временем будут переходить ведомства.
О развитии ЭДО в хозяйственной деятельности, итогах прошлого года и о текущих планах рассказал Илья Присяжнюк, заместитель начальника Управления электронного документооборота ФНС России. Были продемонстрированы результаты эксперимента ФНС России по обмену машиночитаемыми доверенностями на платформе распределенного реестра, участниками которого являются 14 операторов ЭДО, 8 кредитных организация и УЦ, 8 органов власти и нотариат.
Тренды развития ЭДО и статистику представил президент Ассоциации “РОСЭУ", директор Академии Информационных Систем Юрий Малинин. Сообщается, что динамика спроса на ЭДО в России возрастает, а среди трендов выделяется увеличение числа пользователей электронной подписью, упрощение перехода на ЭДО, цифровизация госсектора, импортозамещение и оптимизация HR-процессов.
Кадровый электронный документооборот
В числе ключевых тем форума стало обсуждение кадрового электронного документооборота. Члены Ассоциации "РОСЭУ", компания "Такском" и СКБ Контур, рассказали о своем опыте внедрения кадрового электронного документооборота, а президент Ассоциации представил статистические данные исследования.
Юрий Малинин выступил с докладом на тему "Кадровый ЭДО – готовы ли компании и сотрудники к его использованию?". Результаты исследования Аналитического центра РОСЭУ позволили определить уровень внедрения КЭДО в компаниях и осведомленность сотрудников о возможностях дистанционного взаимодействия с работодателем. Сообщается, что планируют или уже перешли на новый формат взаимодействия с сотрудниками 68,7% организаций.
"Мы отметили повышение интереса бизнеса к ЭДО в марте-апреле текущего года. В целом за два месяца спрос на наши ЭДО-сервисы вырос на 25 %, включая текущих и новых клиентов. На 10 % вырос объём отправляемых и получаемых документов в электронном виде через сервисы "Такском"", – сказал на форуме Василий Зудин, заместитель генерального директора компании "Такском".
Артур Загитов, руководитель департамента развития продуктов и услуг компании "Такском", представил на форуме комплексное решение для электронного кадрового документооборота (КЭДО): "Создавая сервис, мы заботились о комфорте пользователей. IT-компания "Такском" сейчас переходит на кадровый электронный документооборот. Коллеги привыкают, но уже отметили удобства применения КЭДО: скорость, экономичность, универсальность".
Доклад, посвященный переходу СКБ Контур на электронные документы с 10 000 сотрудников, подготовила Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в Контур.Диадоке. Эксперт рассказала о предпосылках, алгоритме внедрения, вызовах на этапе запуска и результатах:
По словам Юлии, сейчас около 10 000 сотрудников подписывают документы в электронном виде. На создание одного кадрового документа уходит две минуты вместо 23, как было раньше. Сократились расходы, сотрудники отмечают удобство онлайн-формата, а опыт реализации кадрового ЭДО помог в разработке решения для клиентов СКБ Контур.
Наталья Никитина, советник генерального директора по взаимодействию с государственными органами СКБ Контур, отметила, что представление кейса по переходу на кадровый ЭДО вызвало интерес у участников форума:
"Тема перехода на ЭДО в кадрах стала актуальной для бизнеса после принятия поправок в Трудовом кодексе, которые закрепили использование кадровых электронных документов. Преимущества ЭДО очевидны для организаций".
Хранение электронных документов
В рамках форума состоялась дискуссия о необходимости внесения изменений в проект "О внесении изменений в ФЗ" Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ" перед вторым чтением в Государственной Думе. Модераторами сессии выступили Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора — директор направления "Эффективное управление" нашей организации, и Наталья Никитина, руководитель управления технической поддержки, советник генерального директора по взаимодействию с государственными органами СКБ Контур.
Заместитель директора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Сослан Габуев сообщил в ходе дискуссии:
"Принятие данного проекта ФЗ позволит получить существенный экономический эффект, обеспечит перевод архивных документов в электронный вид, а, значит, поможет снизить затраты на хранение физических копий документов. Законопроект также стимулирует развитие электронного документооборота - компании смогут создать электронные дубликаты бумажных документов и обмениваться ими в рамках ЭДО без утраты юридической значимости. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность провести конвертацию электронных документов - осуществить перевод документа в иной формат для оптимизации хранения или удобства обмена", - отметил он.
По мнению эксперта Ассоциации "РОСЭУ", генерального директора ООО "Электронный экспресс" Алексея Паукова, уже сейчас важно думать о правоприменении, о технологических и процедурных стандартах электронного архива на основе передовых технологий лигалтех. В таком случае можно решить проблему дружелюбности, что ускорит внедрение систем хранения.
"Методика конвертации – это ключевой элемент системы. Только строгое соблюдение процедуры обеспечивает легитимность электронного архива. Это необходимое условие. Без требований к операторам, к порядку и условиям конвертации не обойтись" – комментирует Алексей Пауков.
Машиночитаемая доверенность и электронная подпись
Круглый стол на тему использования машиночитаемой доверенности и электронной подписи между хозяйствующими субъектами и при взаимодействии с государственными органами собрал большое количество слушателей, которых волнует вопрос внедрения новых доверенностей в собственных организациях.
Если ранее, переходный период на машиночитаемые доверенности был установлен с 1 марта до 31 декабря 2022 года, то теперь этот срок продлен до 1 сентября 2023 года. Целью этого решения является преодоление всех ограничения, которые мешают бизнесу полноценно перейти на машиночитаемые доверенности как обязательный элемент.
Как отмечает директор правового департамента Минцифры России Роман Кузнецов, "главное, чтобы бизнес без каких-либо особых проблем успел перейти на машиночитаемые доверенности. Это наша целевая модель. Сейчас принята вся необходимая нормативная база. Мы считаем, что бизнес и органы власти должны переходить на нее по мере готовности".
Электронная транспортная накладная
Внедрение электронной транспортной накладной так же привлекло внимание участников форума. Компании представили кейсы применения электронной накладной, определили их значимость для бизнеса, а также обсудили информационное взаимодействие между государством и участниками рынка и определили результаты результаты пилотного запуска государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Как отметила эксперт Ассоциации "РОСЭУ", руководитель отдела развития продуктов компании "Docrobot" Наталия Лещинец, "перевод логистических документов на ЭДО - закономерный шаг компаний на пути цифровизации, тем более этому активно способствует инициатива со стороны государства, а также экономический эффект от внедрения".
"Ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ) взаимодействует по вопросам разработки и запуска в эксплуатацию ГИС ЭПД. С помощью государственной системы автомобильные грузоперевозчики смогут полностью перейти на электронный документооборот. Как отмечает главный эксперт Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина, при создании государственной информационной системы стояла основная задача для бизнеса – исключить дублирование передачи юридически значимых данных на бумаге.
"В рамках опытной эксплуатации государственной информационной системы в декабре 2021 года были протестированы базовые подходы, логика работы системы и процессы взаимодействия с операторами ЭДО. Для этого на площадке Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" была создана и работает на постоянной основе рабочая группа с крупнейшими операторами ЭДО", – комментирует Ольга Федоткина.
Об обеспечении взаимного признания электронной подписи трансграничной электронной транспортной накладной доверенными третьими сторонами рассказал эксперт Ассоциации "РОСЭУ", советник генерального директора – начальник удостоверяющего центра "Газинформсервис" Сергей Кирюшкин. В докладе представлен замысел пилотного проекта по взаимному признанию электронной транспортной накладной eCMR между Россией и Беларусью, а также даны пояснения по барьерам и пробелам, не позволяющим на стороне РФ перевести подобные пилотные проекты в промышленную эксплуатацию.
Практика внедрения ЭДО
На форуме компании представили практический опыт внедрения ЭДО на предприятиях, представители органов власти обсудили аспекты межведомственного взаимодействия и дальнейшие планы развития отрасли электронных услуг с учетом интересов граждан.
Компании WiseAdvice, STADA, ИнфоТеКС, Платформа ОФД, КПБС, Трансмашхолдинг, МР-групп обсудили вопросы автоматизации при внедрении ЭДО, роуминга, возможности использования нового формата договора PDF/A3, обмена приглашениями для малого бизнеса, а также использования единой терминологии в сервисах операторов ЭДО. В жаркой дискуссии по итогам сессии также приняли участие представители ФНС и компании Контур.
Члены Ассоциации "РОСЭУ" так же поделились своим кейсом. Совместный доклад о переводе в ЭДО 90% операций продаж на базе TerraLink xDE представили Зарина Сафиуллина, директор по развитию направления ЮЗЭДО и продукта TerraLink xDE, и Надежда Демина, директор по проектам в логистике АО "ТАРКЕТТ РУС".
Ключевыми результатами реализации первой фазы проекта стали: перевод в ЭДО 90% операций продаж товара внешним покупателям и 100% операций продаж и закупки товаров между предприятиями Tarkett, сокращение объема документов по отгрузкам после перехода на УПД в 2 раза, прямое подключение новых контрагентов к ЭДО за 2 часа.
Итоги форума и резолюция
По итогам II Всероссийского Форума ЭДО'2022 была принята резолюция с ключевыми решениями и предложениями, которые будут направлены в профильные ведомства для их реализации.
Записи основных дискуссий Всероссийского Форума ЭДО'2022 также доступны в официальном телеграм-канале Ассоциации "РОСЭУ" и на странице сайта.