Переход на онлайн-кассы
Один из самых значимых процессов автоматизации последних лет — переход на онлайн-кассы. На конец 2022 года зарегистрировано более 3,5 млн онлайн-касс, что в разы превышает количество касс до реформы работы с контрольно-кассовой техникой (ККТ).
На старте новость о смене касс вызвала волну негатива: предпринимателям пришлось тратить время и деньги на обновление техники. Но со временем, когда процессы были отлажены, плюсы оценили все стороны. Государству удалось повысить легальность оборота наличных средств и усилить контроль над подакцизной продукцией. Обычный покупатель больше не рискует потерять подтверждение факта оплаты товара или услуги. А предприниматели и организации избавились от части кассовых отчетных документов, а также налоговых проверок по ККТ. Упростилась регистрация касс: раньше на нее уходило 5 дней, теперь — 5 минут.
В любом обязательном нововведении есть плюсы и минусы. Но с точки зрения охвата организаций и предпринимателей реформа решила важную задачу: технологию внедрили и масштабировали по всей стране.
А главный бонус онлайн-касс в том, что появилась возможность автоматизировать расчет налогов и ввести режим АУСН.
АвтоУСН для малого бизнеса
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) действует с июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. Статус режима экспериментальный — пока он зафиксирован только в отдельных нормативных документах и не занесен в Налоговый кодекс. Появится АУСН в Кодексе или нет (после 2027 года), будет зависеть от результатов эксперимента.
Суть АУСН в том, что сведения о доходах и расходах поступают в налоговую от онлайн-касс и банка. Если у налогоплательщика были дополнительные доходы, нужно сообщить о них через Личный кабинет на сайте ФНС. По этим данным инспекция самостоятельно рассчитывает налог, который нужно уплатить.
Главные преимущества режима — не нужно платить часть налогов и страховые взносы, а еще сдавать отчетность и проходить выездные проверки. Пока АУСН подходит только малому бизнесу. Но налоговая собирается использовать этот опыт и в других направлениях.
ЕНП: автоматизация налоговых платежей
С января 2023 года начал действовать единый налоговый платеж (ЕНП). Суть нововведения: все средства в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней теперь нужно перечислять на единый налоговый счет (ЕНС). После этого ФНС самостоятельно спишет с единого счета требуемые суммы.
ЕНП поможет снизить количество просрочек по уплате налогов, а также число ошибок в реквизитах платежных поручений. Это главные задачи, которые должен решить новый инструмент.
Деньги на единый счет отправляют одним платежом с универсальными реквизитами.
Задумка вполне разумная, но на деле не всё так просто. Авансовые платежи списать в автоматическом режиме не получится, пока налогоплательщик не сообщит ФНС о суммах к уплате. В итоге отдельные платежки сменились на уведомления. Разница лишь в том, что заполнить уведомление можно одно на все налоги, оно немного проще в реквизитной части.
Вместе с ЕНП также появится сервис для сверки платежей. Его можно будет интегрировать с учетными системами или системами сдачи отчетности и отслеживать данные по остаткам.
Налоговый мониторинг для крупного бизнеса
Самые большие объемы документов проходят через крупные компании. В ответ на требование инспекции организации собирают и представляют тысячи экземпляров первичных документов. Работать с таким количеством данных сложно и компаниям, и налоговым инспекторам.
Опираясь на международный опыт, в российское налоговое законодательство ввели новый вид контроля — налоговый мониторинг.
Главным инструментом для обмена данными в налоговом мониторинге стал онлайн-доступ инспектора к информационной системе налогоплательщика. Это удобно, любой документ и операцию инспектор может найти, не направляя требования. Но доступ не решает задачу загрузки документов в базу инспекции. Поэтому с 2024 года в налоговом мониторинге появится интеграционный сервис. Он позволит обмениваться электронными документами между информационными системами налогоплательщика и налоговой. Инспектору не придется искать каждый документ и загружать его, достаточно направить запрос с необходимыми параметрами, и документы из системы налогоплательщика попадут в АИС Налог-3 автоматически.
Но работать такой порядок будет только в том случае, если компания перейдет на электронный документооборот (ЭДО). В целом перед организациями будет стоять нетривиальная задача — постоянно поддерживать актуальность электронного хранилища данных. Справляться с этим будет намного проще, если на ЭДО также перейдут и контрагенты.
Когда процессы переводят в цифровой формат, всегда появляются сервисы, которые помогают работать по новым правилам. Продукты Контура позволяют бизнесу встраивать нововведения налогового контроля, максимально упрощая все шероховатости. Это решения для налогового мониторинга, ЭДО, интернет-отчетности, работы с онлайн-кассами и многие другие.
Кабинет налогоплательщика для физлиц
Личный кабинет на сайте ФНС информирует о сумме налогов к уплате не только компании и предпринимателей, но и каждого из нас. Через сервис можно отправить в налоговую запрос, уведомление или заявление — например, о предоставлении льготы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам. Можно сформировать платежку, задекларировать доход, в том числе на получение вычета, зарегистрироваться в качестве ИП и так далее.
Сервис регулярно обновляется и расширяет свои возможности. Среди последних новинок отметим авансовый кошелек, который позволяет платить налоги до получения уведомления — деньги просто спишутся со счета для уплаты налога. Недавно появился раздел, где можно хранить электронные чеки, чтобы в дальнейшем использовать их при оформлении налоговых вычетов.
Что дальше
В ближайших планах ФНС — максимально расширить перечень ввозимых товаров для прослеживаемости. Это позволит снизить ввоз контрафактной продукции и повысит конкурентоспособность отечественных товаров. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в 2021 году.
Еще одно направление — расширение обязательного ЭДО для компаний, что позволит еще больше автоматизировать расчет налогов и упростит контроль со стороны налоговой. Например, обязательное применение электронных счетов-фактур приведет к тому, что инспекции смогут самостоятельно рассчитывать НДС, и бизнесу не потребуется подавать декларации. Кроме того, обязательный ЭДО поможет снизить процент встречных проверок, так как значительная часть информации будет поступать в базу инспекции от операторов.
Информационную систему ФНС планируют подключать к новым внешним источникам информации — различным регистрирующим органам. За счет этого ведомства смогут обмениваться данными, а налогоплательщики — представлять меньше документов для подтверждения льгот или изменений.
Источник