СКБ Контур начал сотрудничать с оператором электронного документооборота из Китая, что ускорит подписание контрактов между российскими и китайскими компаниями. Объем рынка представители СКБ Контур оценивают в 100 тыс. российских компаний. Принятые в 2023 г. поправки в российское законодательство позволяют налоговой и другим службам принимать такие документы.
Илья Бублик, директор по развитию ГК СКБ Контур, 15 февраля сообщил журналистам, что СКБ Контур, разработчик онлайн-сервисов для бизнеса и оператор электронного документооборота (ЭДО), завершил эксперимент по трансграничному ЭДО с китайской компанией Shanghai Electronic Certification Authority (SHECA) - одним из пяти операторов ЭДО в Китае.
В результате несколько российских компаний при посредничестве этих двух операторов уже провели реальные операции по подписанию и отправке документов.
По словам Ильи Бублика, более 100 тыс. компаний в России торгует с Китаем - таков объем рынка; и если обмен бумажными документами занимал до 45 дней, то в электронном формате этот обмен стал практически мгновенным.
"Легитимность электронного обмена документами признается в результате заключения межправительственного соглашения. Поправки в ФЗ №63 "Об электронной подписи", которые утверждены в России в 2023 г., говорят о том, что если такого соглашения между государствами нет, то стороны - участники документооборота могут признать его легитимным и использовать в правовом поле. В России за счет недавних правок в законодательство другие органы, в том числе Федеральная налоговая служба, тоже принимают такие документы", - объяснил Илья Бублик
По его словам, в Китае государственные органы пока не работают с подписанными таким образом документами - их бумажная версия пока должна идти в дополнение; но китайской стороне все равно выгоден такой подход, поскольку это ускоряет процессы: товар в Россию можно поставить быстрее.
Михаил Сродных, генеральный директор ГК СКБ Контур, сообщил, что в 2023 г. выручка СКБ Контур составила 32,6 млрд руб., что на 23,6% больше, чем в 2022 г.; а одним из главных факторов роста выручки стало направление ЭДО.
По данным СКБ Контур, каждая вторая компания в России либо отправляет, либо принимает документы в электронном виде; количество переданных документов в 2023 г. относительно 2022 г. выросло на 26%, а драйвером роста выступила не регуляторика со стороны государства, а желание самого бизнеса.
"Эффекта от трансграничного документооборота с точки зрения выручки практически нет. Это инвестиция в будущее. Пока наша задача - сделать технологию рабочей. С ЭДО в России мы шли по похожему пути: 12 лет назад мы только инвестировали в него, а теперь это драйвер роста компании", - отметил Михаил Сродных.
Директор по развитию и цифровой трансформации АО "Разумные деловые технологии" (РДТЕХ) Евгений Осьминин отмечает, что Россия, хотя и является одним из мировых лидеров использования ЭДО, во внешней торговле вынуждена в основном использовать документооборот в традиционном бумажном или отсканированном виде.
По его словам, это обусловлено отсутствием соответствующего правового поля, которое до сих пор не сформировано в международном масштабе, а также взаимное непризнание стандартов информационной безопасности, несмотря на то что ЭДО позволяет существенно снизить стоимость оформления документов и сократить сроки доставки на три-семь дней.
"Российские законодатели сделали шаг в становлении международного ЭДО, приняв поправки к федеральному закону РФ №63-ФЗ, вступившие в силу в 2023 г. Поэтому в настоящей конъюнктуре инициатива "СКБ Контур" имеет перспективы, а системы ЭДО с партнерами из Китая могут рассчитывать на стабильный спрос со стороны российских компаний. Мне известно только о сервисе электронного документооборота между резидентами России и Казахстана SimpSign, который также имеет потенциал для дальнейшей экспансии, как минимум на страны СНГ и в перспективе - на объединение БРИКС", - добавил Евгений Осьминин.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион считает, что идею трансграничного документооборота можно приветствовать, только если он снизит влияние человеческого фактора.
Если не удастся достигнуть единых форматов, признаваемых обеими странами, то, по словам Кирилла Семиона, нужно обеспечить хотя бы однозначное, юридически признаваемое сопоставление электронных документов.
"На российской железной дороге эта работа идет давно и успешно в рамках пространства колеи 1520. Есть определенные нормативные акты, которые позволяют тем железнодорожным администрациям, которые их используют, оформлять документы в соответствии с единым стандартом", - добавил Кирилл Семион.