РОСЭУ
С «Госключом» в смартфоне
Государство последовательно расширяет набор услуг и сервисов, для получения которых не потребуются ни визит в госучреждение, ни бумажный документооборот. Важным элементом перехода этих процессов в онлайн стал запуск приложения «Госключ», позволяющего подписывать документы электронной подписью на телефоне. Технологию развивает Минцифры России по национальному проекту «Цифровая экономика». Помимо заключения договоров с сотовым оператором, регистрации бизнеса с помощью «Госключа» можно заключить сделку, например по купле-продаже автомобиля на «Госуслугах», или подписать ипотечный договор в отдельных банках.

Единая подпись

Правительство активно переводит сервисы для населения и бизнеса в цифровой формат — ускорению этого процесса способствовала пандемия: самоизоляция потребовала запуска сервисов в удаленном режиме. Значительно расширить спектр доступных в таком формате услуг позволяет мобильное приложение «Госключ» — это один из ключевых инструментов, позволяющих подписывать юридически значимые документы онлайн с помощью электронной подписи.

Мобильное приложение доступно для скачивания в RuStore, AppGallery, Google Play и App Store. Для получения доступа к сервису необходима подтвержденная учетная запись на «Госуслугах», а для создания сертификата электронной подписи в «Госключе» потребуется всего несколько минут. Сертификат хранится в самом приложении, а его создание не требует установки специальных программ на компьютер, USB-токенов или личных визитов в учреждения.

Через «Госключ» можно получить сертификат как усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП), так и усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Первая потребуется для подписания договоров с операторами мобильной связи, заявлений на «Госуслугах», документов в рамках кадрового документооборота и в других случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. В свою очередь, УКЭП применяется для заключения ипотечных договоров, банковских услуг, регистрации бизнеса, подачи заявлений на развод или внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости. УКЭП является полноценным аналогом собственноручной подписи. Чтобы получить сертификат УКЭП в «Госключе» потребуются подтвержденная учетная запись на «Госуслугах», смартфон с NFC-модулем (позволяет осуществлять беспроводную передачу данных) и биометрический загранпаспорт нового поколения с чипом, содержащим персональную информацию. Для создания сертификата электронной подписи нужно отсканировать страницу паспорта с чипом с помощью смартфона, при этом для подписания документов в следующий раз загранпаспорт уже не пригодится. Сейчас прорабатываются другие способы подтверждения личности для усиленной квалифицированной электронной подписи, например через биометрию или очный визит в банк.

Приложение было запущено в августе 2021 года, к середине ноября 2022 года его скачали уже более 960 тыс. раз, также, по данным Минцифры России, с помощью «Госключа» было подписано свыше 620 тыс. документов и выдано более 850 тыс. сертификатов. Изначально «Госключ» позволял подписать договор на оказание услуг сотовой связи, затем с учетом подключения новых информационных систем перечень возможных сделок и юридических документов стал расширяться.

«Мы готовы к масштабированию "Госключа" и открыты для встраивания технологии в различные бизнес-процессы. В этом смысле "Госключ" — такой инструмент, который имеет ценность для разных категорий пользователей. Для граждан это удобно, поскольку электронная подпись всегда под рукой. И в то же время "Госключ" востребован со стороны бизнеса — мы наблюдаем это по количеству запросов на интеграцию и совместную работу»,— отмечает директор Департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры России Дмитрий Дубынин.

Безопасные сделки

Сейчас с помощью мобильной электронной подписи можно удаленно получить государственные услуги, оформить коммерческие сделки и зарегистрировать бизнес. Так, «Госключ» позволяет заключить договор с оператором мобильной связи, в том числе в дистанционном формате сменить оператора и оформить eSim, заключить договор купли-продажи автомобиля на портале «Госуслуг», подписать документы для регистрации бизнеса на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Кроме того, пользователи могут подписать договор на платное обучение с вузом в рамках суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», подтвердить свой аккаунт на маркетплейсе, подписать документы, отправленные себе в приложение с портала «Госуслуг» (например, договор аренды жилья, акт о выполнении работы). Также с его помощью можно исправить технические ошибки (опечатки, грамматические или арифметические ошибки) в сведениях в Едином государственном реестре недвижимости, подать заявление о расторжении брака в случае обоюдного согласия супругов и отсутствия несовершеннолетних детей, подписать документы при оформлении ипотечного договора и при заключении сделок с недвижимостью. Переходят государственные услуги в онлайн благодаря национальному проекту «Цифровая экономика».

Платформа «Авито» стала первым сервисом, реализовавшим верификацию аккаунта через «Госуслуги» с помощью приложения «Госключ». После подтверждения личности на онлайн-платформе автоматически появляется значок, подтверждающий наличие аккаунта на «Госуслугах». Это снижает вероятность мошенничества и недобросовестных действий.

«Мы довольны результатами эксперимента Минцифры. Ежедневно процедуру подтверждения профиля через "Госключ" на "Авито" проходят в среднем 400 человек. По нашим данным, наличие значка о прохождении проверки позволяет существенно повысить доверие между пользователями: такие профили привлекают на 20% больше трафика. В перспективе наличие проверки через ЕСИА может дать больше возможностей для проверки прав собственности на недвижимость и автомобили»,— говорит директор департамента Trust & Safety «Авито» Андрей Рыбинцев.

«Госключ» также дает возможность подписать онлайн-договор купли-продажи автомобиля — в таком случае необязательна личная встреча продавца и покупателя (заполнение и подписание документа займет не более десяти минут). Договор, оформленный на портале «Госуслуг» и скрепленный электронными подписями, имеет такую же юридическую силу, как и привычный бумажный. Что касается безопасности таких сделок, то сервис электронного договора купли-продажи авто автоматически проверяет «чистоту» автомобиля: не находится ли он в розыске или залоге, действительно ли принадлежит продавцу. В случае, если что-то не так, покупатель моментально получает оповещение. Кроме того, все данные сторон уже предварительно заполнены — в договор вносится информация из учетных записей на «Госуслугах», что исключает возможность ошибок при заполнении. Текст типового договора встроен в сервис.
3.jpg

Для оформления договора купли-продажи авто онлайн у продавца и покупателя должны быть подтвержденные учетные записи на «Госуслугах» и установленное мобильное приложение «Госключ». Сначала продавец выбирает автомобиль из принадлежащего ему перечня транспортных средств и внесенного в учетную запись на «Госуслугах». Затем продавец заполняет договор, при этом сведения о транспортном средстве заполняются автоматически. Далее происходит проверка машины, и если все в порядке, то можно перейти к следующему шагу — подписи договора с помощью приложения «Госключ». Чтобы зарегистрировать автомобиль на нового владельца, приложение автоматически формирует черновик заявления. Покупателю нужно в течение десяти дней обратиться в ГИБДД, поставить машину на учет, для чего понадобится полис ОСАГО на нового владельца, а если авто старше четырех лет, то и диагностическая карта.

Бизнес в деле

В июле текущего года Минцифры совместно с ФНС объявили о запуске проекта по дистанционной регистрации юридического лица или ИП с использованием мобильного приложения «Госключ». Для этого сначала требуется подготовить все необходимые документы на сайте ФНС через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Система сама подскажет, какие данные необходимо вводить, если комплект документов будет неполным, то их нельзя будет отправить. Затем сформированный пакет документов нужно будет подписать с использованием мобильного приложения «Госключ». После этого документы будут направлены в инспекцию автоматически. В случае регистрации ИП и ООО с типовым уставом ответ может занимать не более одних суток. С помощью «Госключа» уже подписано более 11 тыс. таких заявлений в ФНС.

Еще одно актуальное направление для бизнеса — это кадровый электронный документооборот. В настоящее время несколько вендоров (представляющих кадровые системы «под ключ») уже интегрированы с «Госключом». Более того, большой спрос на интеграцию с мобильной электронной подписью со стороны крупных работодателей, которые делают собственные кадровые системы.

Одной из таких компаний является «Ростелеком». «Мы организовали цифровое пространство для оформления кадровых документов с работодателем и с августа 2022 года начали использовать сертификаты УНЭП, выпускаемые через приложение „Госключ"»,— рассказывает руководитель проектов департамента управления качеством Общего центра обслуживания «Ростелекома» Юлия Артамонова. По ее словам, основные преимущества такой подписи — это то, что сертификаты выпускаются бесплатно, а работодатель может быть уверен в том, кто именно подписывает документ, так как подтвержденная учетная запись ЕСИА позволяет идентифицировать работника. «Для нас использование сертификата электронной подписи физических лиц — это шаг в будущее и удобство как для сотрудников, так и будущих кандидатов. Ускорение процессов при цифровом взаимодействии позволит нам сократить трудозатраты и время на кадровое администрирование, а также сэкономить на бумаге»,— добавляет Юлия Артамонова.

Мое жилье

В настоящее время Минцифры совместно с Росреестром разрабатывают суперсервис «Мое жилье», с помощью которого можно будет быстро и безопасно проводить сделки с недвижимостью. Суперсервис обеспечит возможность онлайн-взаимодействия для всех участников сделок: продавцов, покупателей, застройщиков, кредитных и страховых организаций, а также органов власти и нотариусов. Покупатели смогут быстро узнавать самую важную информацию об объекте недвижимости, что позволит избежать рисков при сделке и неприятных сюрпризов после покупки.

«"Мое жилье" поможет искать и покупать недвижимость, регистрировать права, обеспечит интеграцию с агрегаторами и банками, предоставит конструктор договоров, который поможет превентивно исключать потенциальные причины приостановлений. Электронный формат сократит сроки на всех этапах сделки»,— указывала замруководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова. С помощью сервиса можно будет проверить наличие обременений, историю перехода прав, данные о зарегистрированных жильцах, наличие задолженностей по оплате ЖКУ. Подписать документы можно будет усиленной квалифицированной электронной подписью в мобильном приложении «Госключ».

Как отмечали в Росреестре, создание суперсервиса было единогласно поддержано профессиональными участниками рынка недвижимости (агрегаторами, банками, компаниями-застройщиками). «Мы стремимся создавать лучшие продукты для наших пользователей и рассматриваем разные возможности их развития. В рамках этого процесса мы участвуем в обсуждении сервиса "Мое жилье" с профильными ведомствами и участниками рынка»,— рассказали в ЦИАН.

Кроме того, через портал «Госуслуг» пользователи смогут записаться к нотариусу для получения нотариальных документов, необходимых для сделки с недвижимостью, а также получить согласие органов опеки на сделку (если оно для этого требуется). Пользователи портала «Госуслуг» получат возможность отследить ход регистрации объекта недвижимости в личном кабинете. Все документы, полученные и сформированные в ходе проведения сделки, также будут храниться в личном кабинете портала. Планируется также добавить в сервис возможность зарегистрироваться по месту жительства в МВД и заключить договор с управляющей компанией онлайн. Все это позволит гражданам не беспокоиться за «чистоту» сделки и заключать ее в максимально комфортных условиях, при этом взаимодействие с госорганами будет сведено к минимуму. Предполагается, что благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» в электронный вид переведут до 95% госуслуг.

Источник