РОСЭУ

Подписан и опубликован Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает продление возможности использовать электронные подписи без применения машиночитаемой доверенности.

Ранее Госдума и Совет Федерации приняли закон, откладывающий переход к обязательному использованию нового формата электронной подписи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) до сентября 2023 года. Документ инициирован группой сенаторов и председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Закон продлевает до 31 августа 2023 года переходный период, в течение которого при участии в правоотношениях юрлиц или ИП либо их представителей по доверенности может использоваться также квалифицированная электронная подпись юрлица или ИП, квалифицированный сертификат которой выдан удостоверяющим центром, получившим аккредитацию после 1 июля 2020 года.

Согласно действующему законодательству, сертификат руководителя юрлица или ИП, полученный не в Федеральной налоговой службе (ФНС), а в аккредитованном удостоверяющем центре, будет действовать до 31 декабря 2022 года. Законопроект предполагает, что руководители смогут использовать такие сертификаты до конца их срока действия или до 31 августа 2023 года. После этого руководителям юрлица или ИП понадобится получить новый сертификат в удостоверяющем центре ФНС либо, в зависимости от вида деятельности, в казначействе или в ЦБ РФ, либо обеспечить сертификатами сотрудников, которые будут сдавать отчетность и (или) совершать другие действия от имени организации.

"В условиях жесткого санкционного давления со стороны западных стран создается ситуация объективной невозможности подготовки к обязательному использованию машиночитаемой доверенности в правоотношениях в электронной форме по причине отсутствия достаточного количества производственных мощностей и технологий для производства высококачественных аналогов современных плат и микросхем, требующихся для доработки информационных систем в целях приведения в соответствие с действующим законодательством. В свою очередь, сложившаяся обстановка формирует высокий риск остановки электронного документооборота в целом", - так авторы закона обосновывают его актуальность.

Для гармонизации и приведения к единообразию действующего законодательства в сфере электронной подписи и законодательства в сфере казначейского обслуживания термин "кассовое обслуживание исполнения бюджета" предлагается заменить на термин "казначейское обслуживание исполнения бюджета".

Документ был подготовлен для урегулирования вопроса продления возможности использования квалифицированных сертификатов представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также представителей кредитных организаций, операторов платежной системы, некредитных финансовых организаций. Ко второму чтению поправок не поступало. 

Инструкцию по переходу на МЧД можно найти здесь.