«РОСЭУ» - ассоциация «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг»

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ X Конференции «Цифровое государство: новые подходы к управлению и безопасности» 17 – 18 октября 2018 г. г. Ярославль

06 Ноября 2018 Назад

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ X Конференции «Цифровое государство: новые подходы к управлению и безопасности» 17 – 18 октября 2018 г. г. Ярославль

Скачать PDF 

17-18 октября 2018 г. в Ярославле состоялась X Юбилейная конференция «Цифровое государство: новые подходы к управлению и безопасности», организованная Ассоциацией Электронных Торговых Площадок (АЭТП), Ассоциацией Разработчиков и Операторов Систем Электронных Услуг (Ассоциация РОСЭУ), Ассоциацией «РусКрипто», а также компаниями «Академия Информационных Систем» и «Цифровые технологии». 

В фокусе конференции – формирование оптимальных подходов к реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», включая направления «Цифровое госуправление» и «Информационная безопасность». 

Мероприятие прошло при поддержке и участии представителей Государственной Думы ФС РФ, ФСБ России, ФНС России, Правительства Ярославской области, Ассоциации банков России (Ассоциация «Россия»), Общероссийского Народного Фронта.

Приветственную телеграмму участникам конференции направил Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Сергей Вахруков. В ней подчеркивалась важность развития безопасных механизмов электронного взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами в условиях формирования цифровой экономики страны. 

На пленарной сессии, эксперты, представляющие органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные объединения и технологические компании, обсудили возможности и риски, связанные с переходом российской экономики к цифровой модели развития. 

По мнению экспертов, реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обусловлена появлением как новых возможностей для прорывного развития страны, так и рисков, препятствующих достижению ключевых целей программы. Новые возможности позволят качественно повысить основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, создать комфортные условия для бизнеса, увеличить численность населения страны, повысить уровень жизни граждан. Новые риски – организационные, инфраструктурные, финансовые, социокультурные, информационной безопасности и другие – могут препятствовать достижению основных целей и задач программы. 

В программе первого и второго рабочего дней конференции детально обсуждались ряд практических аспектов развития электронных сервисов, электронного документооборота, систем биометрической идентификации и других цифровых механизмов взаимодействия государства, бизнеса и граждан.

При рассмотрении вопросов электронного документооборота и облачной электронной подписи существенное внимание было уделено теме обеспечения свойств электронного документа, особенностям реализации мобильных и облачных технологий с использованием PKI, необходимости разработки и принятия государственных стандартов в данных областях. Наиболее важные вопросы, встречающиеся при реализации подобных проектов, были рассмотрены и обсуждены экспертами в сфере информационных технологий, представителями операторов связи и разработчиками СКЗИ в рамках круглого стола.

Эксперты констатировали, что применение квалифицированной электронной подписи при оказании услуг в сферах G2G, B2G, B2B, G2C, B2C постоянно развивается, а спрос на эти услуги растет. Сегодня в Российской Федерации более 350 аккредитованных удостоверяющих центров, практически половина из которых являются государственными. Согласно проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи»  (regulation.gov.ru ID проекта 02/04/09-18/00083642) разработчиком законопроекта предлагается установить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) не менее чем один миллиард рублей, либо пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра. Требования к размеру собственных средств чрезмерно завышены и ведут к уничтожению конкуренции. Из 199 коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров останется только 3 удостоверяющих центра, которые являются профессиональными участниками рынка. Предлагаем отказаться от уничтожения конкуренции и снизить требования к минимальному размеру собственных средств удостоверяющих центров до 50 миллионов рублей. При установлении данных требований к с рынка уйдут 138 коммерческих удостоверяющих центров, но при этом сохранится деятельность 61 удостоверяющих центра. Таким образом с одной стороны произойдет количественное сокращение удостоверяющих центров, с другой стороны сохранится конкуренция, не будут утрачены рабочие места в IT организациях, имеющих потенциал разработки отечественного ПО для повышения производительности труда – целевой задачи цифровой экономики.

И сегодня на повестке дня стоят вопросы усиления регулирования выдачи электронной подписи, включая усиление ответственности удостоверяющих центров и их руководителей, повышение финансовой ответственности.

Эксперты, принявшие участие в дискуссии, посвященной развитию электронного документооборота, обратили внимание, что расширению практики электронного обмена юридически значимыми документами между контрагентами препятствует проблема роуминга ЭДО.

Подключенные к разным ЭДО-операторам, организации не могут наладить полноценное электронное общение между собой. Многие операторы не заинтересованы в создании условий для такого обмена, а регулятор недостаточно настойчив в своих требованиях к операторам ЭДО. Участники дискуссии предложили создать единую сеть доверия для хозяйствующих субъектов, имеющих потребность в обмене юридически значимыми электронными документами через разных операторов и призвали операторов ЭДО сформировать единые правила такого обмена.

Учитывая изложенное, участники X Конференции «Цифровое государство: новые подходы к управлению и безопасности» РЕШИЛИ:

1.  В целях совершенствования положений проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», размещенного 04.09.2018 г. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru для общественного обсуждения (ID проекта 02/04/09-18/00083642),

1.1.совместно с Ассоциацией удостоверяющих центров, РОСЭУ и Ассоциацией Электронных Торговых Площадок подготовить и направить в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Правительственную комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности предложения по реформированию системы аккредитации удостоверяющих центров и контролю за деятельностью аккредитованных удостоверяющих центров;

1.2.направить запрос во Всероссийский союз страховщиков по статистике выплат страховых компаний по договорам страхования ответственности удостоверяющих центров (и размерам таких выплат) с момента вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

1.3.рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вести открытый и прозрачный диалог с сообществом удостоверяющих центров в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере использования электронной подписи и деятельности удостоверяющих центров;

1.4.предложить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возобновить работу Экспертного совета по вопросам совершенствования правового регулирования в области использования электронных подписей с привлечением к участию в ней общественных объединений, удостоверяющих центров (Ассоциация УЦ, РОСЭУ, АЭТП).

2.  В целях создания единого пространства доверия операторов ЭДО для обеспечения обмена юридически значимыми электронными документами между хозяйствующими субъектами, обсуживающимися у разных операторов разработать и утвердить единые правила такого обмена между заинтересованными операторами ЭДО.

3.  Направить настоящую Резолюцию в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, ФСБ России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Общественную палату РФ.

4.  Считать целесообразным проведение очередной XI Конференции «Цифровое государство: новые подходы к управлению и безопасности» в IV квартале 2019 г.

Президент

Ассоциации РОСЭУ  Ю.В. Малинин

Скачать PDF 

Назад

ОБ АССОЦИАЦИИ

О принятом решении о вступлении в Ассоциацию РОСЭУ необходимо уведомить Совет Ассоциации информационным письмом-заявлением. К письму необходимо приложить анкету кандидата, а также ознакомиться с Соглашением о честной конкуренции и подписать заявление о присоединении к данному Соглашению.

Подробно »

23 Августа 2018
Цифрой по подписи - газета "Коммерсантъ"

Белый дом планирует укрупнение рынка ЭЦП


Подробно »

Все статьи »
Форматы
Расширенный Справочник УЦ
Аналитика отчётности ФСС
Рабочие группы
Как вступить в РОСЭУ
Прочая информация